Музеи ВГИ

Легенды Уракова бугра

Автор текста: к.г.н., доц. Ярков А.А.

The Legends of Urakov bugor

The article written by Alexander A.Yarkov, Candidate of Geographic Sciences, describes his trip to the hill called Urakov bugor.

It is situated in Volgograd region, not far from the town of Kamyshin. The landscape there is very picturesque, and it’s one of the few places in our region that are surrounded by numerous legends and tales. That is why the Russian writer Vasily Yan describes the hill and its surroundings in his historical novel “Baty”.

According to Yan, the Tartar ruler Batu Khan with his numerous army crossed the Itil (the old name for the Volga) and built a camp on Urakov Bugor. It was there that Batu Khan met the Cuman magician Gazuk, who lived in a cave under the hill. The magician claimed that the name of the hill had originated from the name of the Hunnic tsar Urak, Atilla the Hun’s father.

However, there is another explanation of the hill’s name. In 1636, Adam Olearius, a secretary of the Holsten Embassy, wrote in his travel journal about Urakov Karaul, a hill situated on the right bank of the Volga close to the mouth of the Eruslan river. According to Olearius, the hill got the name because the Tartar prince Uruk fighting with Cossacks was killed and buried there. Olearius’s story was reiterated by the Dutch traveler Jan Struys who sailed along the Volga when Stepan Razin led a major uprising against the nobility.

The fact was proved by the remains of a high kurgan (burial mound) atop the hill. The kurgan was examined in 1919 by Professor Franz Ballod, an outstanding archaeologist from Saratov. He found there a huge well left by some treasure hunters. The top of the hill had been so dug up that there were neither bushes nor grass left. There was rumor in local villages of Ternovka and Lipovka that some Germans living in Lower Dobrinka had found there a 2-handled cauldron filled with oval-shaped golden coins.

Реферированный перевод выполнили А.Захарова, А.Липатов, гр. АФ-272

 

Тихим летним вечером мы шли от Нижней Добринки, той, что вблизи Камышина, вдоль волжского обрыва в район Уракова бугра. Со всех сторон обступил таинственный и на удивление красивый мир. Внизу, под ногами, темной синью простирались необозримые просторы миротворной Волги, где штрихи далеких островов едва проступали над гладью воды. Справа почти отвесные гигантские холмы, поросшие седым ковылем. Они то уходили на десятки метров от берега, оставляя место для покатых террас, то приближались к самой воде, где их круто подрезали беспокойные волны реки. Редкие деревья и зеленые пятна кустарников на округлых склонах холмов четко вырисовывались среди пожухлой травы. Между холмами раскинулись глухие затененные луга с рощицами дубровника (3,17). Пейзаж был настолько своеобразный и захватывающий, что меня на протяжении всего пути не оставляло чувство какого-то затаенного ожидания, что вот сейчас, за поворотом, вдруг откроется казацкий городок с высоким частоколом и темными жерлами пушек, направленными в сторону Волги, а из лога, поднимая клубы пыли, с криком и гиканьем внезапно вылетит на низкорослых лошадках орда темнолицых, раскосых людей и помчится лихим галопом на штурм городка.

И недаром ощущение полной осязаемости далекого прошлого приходит именно здесь, вблизи горы Урака. В Волгоградской области немного найдется мест, о которых народ бы собрал такое множество легенд и преданий. Вот почему писатель В. Г. Ян в историческом романе «Батый», в главе «Колдун с Уракова бугра» решил поселить некоторых своих литературных героев в окрестностях, к которым мы приближались.

По Яну, хан Батый со своим многочисленным войском переправился через реку Итиль (Волгу) вблизи устья реки Еруслан. Ставку завоеватель организовал на Ураковой горе, где встретил половецкого колдуна Газука, жившего в пещере под горой. Когда татарские воины вошли в пещеру, то увидели кожаные сундуки, набитые добром, и в два человеческих роста вытесанного из камня истукана, олицетворяющего духа владыки грома Хоходай - Моргона.

Следуя рассказу колдуна Газука, название бугра, происходит от имени гуннского царя Урака, отца жестокого завоевателя Аттилы. Но существует и другое объяснение топонима горы. В 1636 году известный путешественник и ученый, секретарь Гольштинского посольства Адам Олеарий писал в своих путевых дневниках: «Против устья реки Еруслан, на правом берегу Волги подымается гора Ураков караул, названная так потому, что здесь татарский князь Урак сражался с казаками и был убит ими и тут же похоронен».

 


1. Бугры - Ураков, Настин и Степана Разина. фото Г. Колодкина со стороны Волги. 1990 г.

В какой то степени, повторил легенду Олеария и голландский путешественник Стрюйс, проплывающий по Волге в период восстания Степана Разина. Он также считал, что гора называется по имени татарского царевича Урака, павшего в бою с русскими и, якобы, похороненного на этой горе.

Факт вроде бы подтверждался остатками высокого кургана, который находился на вершине горы. Сам курган еще в 1919 году исследовал видный саратовский археолог, профессор Ф. В. Баллод. В книге «Приволжские Помпеи» (1923 г.) он пишет: «На вершине горы сохранились следы большого кургана, к сожалению, разрушенного. Громадный четырехугольный колодец свидетельствует об усердной работе кладоискателей. Вообще вся вершина горы изрыта, исчезли трава и кустарник. Обнаженная галька и большое число ямин служат мрачным памятником человеческой жадности. И не напрасна такая жадность к легкой наживе на Ураковой горе. Согласно легенде жителей Терновки и Липовки, совсем недавно, на пасху, немцы из Добринки приехали с фурой к подножию горы и вырыли там двуручный котел, наполненный золотыми монетами овальной формы».

Особое мнение

До сих пор не затянулись эти раны на вершине горы. По наблюдениям автора, многие шурфы врезаются в материнские породы - зеленоватые песчаники палеогенового периода.

Когда по Волге в 1695 г. проплывала военная эскадра, то командир бомбардирской роты Петр Алексеев, а на самом деле Петр I записал в «Юрнал в путном шествии»: «Июнь в 5 день прошли речку Ураковку и Ураков караул...В седьмом часу дни проплыли реку Камышинку и место где бывал город Камышин, который разорил Степан Разин»*.

*К сведению.

Во время первого похода на Азов, Петр Великий с армией приплыл 6 июня в г. Царицын, откуда войска пешим маршем отправились в Паншин городок. 11 июня он записал в походном журнале: «И перешли речку под названием Мечетка (очевидно в районе Городища. Прим. автора) ». В Паншином городке армию ждала эскадра из 1000 транспортных судов, изготовленных на Воронежской верфи.
Мне же думается, название горы следовало бы связать с тюркским топонимом «ур», обозначающим возвышенность. От этого слова происходит топоним Урал. Слово «ак» обозначает «устье реки». В полном переводе получается – «гора возле устья реки (Ураковки)».

До сих пор среди жителей Нижней Добринки и краеведов бытует легенда, что гора являлась пристанищем для многих беглых людей. После разбойного нападения на проплывающие корабли, здесь происходил «дуван», то есть дележ добычи. А прятали мамаи* награбленное добро в пещере, находящейся у подножья горы.

*К сведению.

В прошлом грабителей караванов называли нарицательным именем «мамаи», бугры на которых находились дозорные посты разбойников – «мамайскими», отсюда и происходит название Мамаев бугор.

На самом деле, Ураковы пещеры видели художники братья Чернецовы в 1837 г. о чем и рассказали: «Мы проходили мимо невысоких каменистых гор, имеющих при береге пещеры». Сообщал о пещерах и Баллод: «Подножие Ураковой горы напоминает своей формой гигантский курган, достигающий 70 сажень вышины. Пещеры вычурной формы, фантастические арки и мощные столбы, впереди этих арок и пещер, придают прибрежной части подножия особый, дикий, сказочный характер».

2. Пещера бугра Степана Разина. Фото Г. Колодкина

Интересно то, что подземелья сохранились до сих пор. Но происхождение пещер для многих осталось загадкой. Существует немало версий на этот счет. Одну вы уже знаете, - именно в пещерах Уракова бугра писатель Ян «поселил» колдуна Газука. По другой версии, - в подземельях находились старообрядческие скиты.На самом деле, в Поволжье существовала православная секта, названная «пещерокопателями». Однако сподвижники этой секты не прятались от людей, а выкопали пещеры в лессовидных суглинках для соблюдения аскетических обрядов на краю сел Безродного (г. Волжский).

Краевед из г. Волжского Ю. Копнов считал их шахтами, где добывались полезные ископаемые, - охра и проч.
К сожалению, пещеры Уракова бугра давно потеряли свой первозданный облик. Они изрядно загажены туристами. Но у подошвы близлежащего бугра Степана Разина (3) существует подземелье, в котором уже лет сто не ступала нога человека. Вход в пещеру откопали волгоградские спелеологи под руководством Михаила Борисовича Годуна в 1981 г. Ее так и назвали в честь дня открытия - «Первомайской». В пещере вам еще предстоит побывать, а пока давайте вновь вернемся к нашему путешествию и познакомимся с живописными окрестностями одного из красивейших уголков Поволжья.


3. Северный склон бугра Степана Разина. Фото автора. 1986 г.

Впереди виднеются мысы трех бугров: первый, самый величественный - бугор Степана Разина, за ним - Настин бугор, а третий - Ураков.

Миновав заросший дубами овражек, поднимемся к подошве бугра Степана Разина. Вблизи он поражает своими внушительными размерами. Ковылистая крутизна начинается почти у самой подошвы, и, чтобы рассмотреть его вершину, нужно сильно задрать голову. Покатый, как шар, со стороны Волги он резко уходит вниз двадцатиметровым обрывом. Восточный склон бугра совершенно лишен деревьев (3). Лишь на макушке песчаных барханов расположился лесок влаголюбивого ивняка.


4. Лагерь спелеологов, бугор Степана Разина. Фото автора. 1986 г.

Основание склона сочно-зеленым ковром устилает бобовник, - родственник миндаля. Под ногами шелестят цветы бессмертника и чабреца. Здесь мы остановимся и вспомним другое предание, которое как бы одной нитью связывает происхождение названий, бугров.

Степан Тимофеевич Разин – будущий защитник обездоленных и притесненных, пятнадцатилетним пареньком, вступил в ватагу волжского атамана Урака. Атаман был жаден до наживы и ни одному судну не давал прохода. Однажды он приказал Степану остановить крестьянскую барку с лаптями. Тот отказался, сказав, что не резон народному атаману грабить крестьянский люд. Урак рассвирепел и выстрелил в Степана. Но пуля, заговоренная Разиным, вернулась к злодею и ранила его. Безумно захохотал Урак, и разорвалось жестокое сердце, и упал он замертво. Степан же был объявлен новым атаманом. Еще 7 лет Урак вставал из могилы и зычно кричал проходящим мимо судам, - «Заворачивай!».

А вот Настин бугор олицетворяет имя женщины, которая разделяла с мужчинами все тяготы походной жизни, участвовала в сражениях, а порою и руководила ими.
Крепко любила Настя чернявого казака. В одном из сражений казак погиб. Настя не вынесла этой утраты и наложила на себя руки. С тех пор ее душа не находит покоя, каждую ночь выходит на бугор и тихонечко плачет. Эти звуки, отдаленно напоминающие стоны, рождает ветер, когда прорывается в узкий овраг между буграми.



5. Исследователи пещер бугра Степана Разина, третий справа - руководитель секции спелеологов М. Годун; четвертый - автор; шестой - Д. Фадеев. 1982г.

Пока мы ставили палатки, наступили сумерки. Вход в пещеру находился в левом склоне овражка, подрезающего покатую террасу бугра Степана Разина. Мы обошли несколько воронок (провалы еще не исследованных пещер) и спустились по склону к корням приземистого дубка.

Луч фонаря выхватил из темноты лапы раскидистых дубов и уткнулся в небольшой, заложенный травою и сучьями лаз. Мы застегнули ремешки касок, поправили штормовки - и вниз - в неведомые глубины. Свет фонарика осветил гладкие стены лаза и вдруг сразу же провалился в липкую темноту. Скользнул на каких-то камнях и замер на потолке полукруглого, низкого зала. Здесь можно было только сидеть на корточках.

Стены из зеленоватой супеси испещрены каким-то плоским продолговатым инструментом.

Мы заглядывали во все ходы. Где на животе, а где и на корточках протискивались по узким коридорам в большие округлые залы, у каждого из которых два-три ответвляющихся хода, некоторые из входов заложены камнями ракушечника (8).


6. Пещера бугра Степана Разина. фото Г. Колодкина


И вот мы в самой дальнем конце пещеры - под бугром Степана Разина. Воздух здесь тяжелый, и влажный. Дышать трудно, под ногами выступает вода. По пути назад увидели зал, где полностью очищена от песка плита ракушечника. Плита составляла пол и возвышалась от пола основной штольни на 50 сантиметров. Пласт этого ракушечника был искусственно расщеплен на три одинаковых блока.

Далее встретились несколько обтесанных блоков песчаника с раковинами, что подводило к вполне прозаичной мысли, - в пещере добывали именно этот ракушечник.

Особое мнение.

Как показали многолетние исследования автора, о чем в 1983 г. сообщалось им на заседании Волгоградского отделения Русского географического общества, подземелья являлись единственными, сохранившимися на территории области каменоломнями. Самые старые предметы, обнаруженные спелеологами, - бутылка с царским гербом и светильники, датируют их серединой XIX века (7).



7. Бутылка и светильник. Фото Г. Колодкина


Помогло мне разобраться в сути вопроса, прежде всего знание палеонтологии и геологии. В пещерах нетрудно определить, по хаотичному разветвлению ходов и некоторым другим признакам, что залегающий между уплотненными кварцево-глауконитовыми песками, пласт песчаника с палеоценовыми раковинами моллюсков (идентичного видового состава с лежащими на берегу Волги «караваями»), по толщине распределен неравномерно. Местами он достигает высоты 70-80 см, а где-то выклинивается.

Разработав одну линзу песчаника, камнетесы, путем проб и ошибок, находили другую, потому то на полу слой ракушечника вы нигде не встретите. Причем, заготовки блоков изготавливались тут же. Сырой песчаник легко обрабатывался зубилом, но высохнув на солнце, он не уступал по крепости бетону. Отбитыми от заготовок кусками с немецкой аккуратностью закладывались отработанные штольни.

Ходы делались узкими, чтобы не ставить креплений. Нередко (случайно) центральные штольни между собой соединялись. Заготовленные блоки вытаскивались на деревянных катках – уложенных поперек пещеры, которые освещали небольшие светильники из жести, стоящие в нишах, под потолком оврага, у северной подошвы горы Степана Разина, хорошо видны затянутые воронки входов в шахты и площадки отвалов из мелких обломков ракушечника. В верховьях этого же оврага сохранилась и колея дороги, по которой подъезжали повозки прямо к входу крайней пещеры для сборов заготовок (непонятно, почему, до меня, эти явные свидетельства добычи камня не хотели увидеть спелеологи и краеведы?).


8. Пещера бугра Степана Разина. Фото Г. Колодкина


Из блоков ракушечника (14) немецкие колонисты Нижней Добринки и ближайших населенных пунктов выкладывали фундаменты домов и стены погребов (подобные погреба я видел в с. Галки). Существовало и еще одно применение дефицитному камню - из него камнетесы вырубали, этакие, полуметровые, цилиндрические шестеренки (10), которые можно увидеть в музее ВГИ и Волжского музея казачества (привезены автором). Но изготовлены они из песчаника и известняка, а зубчатки, вырубленные, подчеркиваю, именно из ракушечника, добываемого в пещерах Уракова бугра, с характерным видовым составом ископаемых моллюсков, я встречал на значительном удалении друг от друга: в поселке Заплавное (на Ахтубе), близ г. Даниловки и в районе оз. Эльтон (Романовский сад).


9. В пещере. На фото автор с племянником А. Тимошенко. 2004 г.



10. Молотильный камень – зубчатка

Но особенно много зубчаток разбросано по селам вдоль берега Волги - у с. Галки, ст. Суводской, Караваинки и проч. (зубчатки вырубались в других районах области из иного по происхождению песчаника, а в конце XIX столетия отливались из бетона).

Приведенные выше доводы подтверждаются и письменными источниками, которые я нашел сравнительно недавно. Минх (1902 г.) сообщает, что в Нижней Добринке немецкие колонисты «хлеб косят, а не жнут и молотят молотильными камнями*; продавать возят в Камышин. До 14 человек занимаются отделкою молотильных камней, а раньше было их больше. В 1855 году менониты луговой стороны, узнав, что здесь есть подходящий камень, заказали по модели молотильные камни и с этого времени стали заниматься постоянной отделкой их..... прежде продавали по 5 рублей за камень, потом за 18, а теперь за 3-4 рубля, возят их в Ровное, где продают рублей за 10 за камень».

*К сведению.

Житель станицы Нижний Чир рассказал мне, что оглобли крепились к оси, на которую нанизывалась зубчатка (10). В центре, утоптанной лошадью площадки, ставился столб, вокруг которого укладывались снопы. Лошадь медленно ходила по кругу, зубчатка стучала по колосьям и оббивала зерно, которое сгребалось к центру столба.



11. Усадьба помещика, генерала Обольянинова. Нижняя Добринка. Фото автора. 1982 г.


Согласно описанию Барбот де Марни (1874) из песчаника «караваев» немцы Нижней Добринки* изготавливали и цилиндры для маслобоек.

*К сведению.

Жителями Нижнюй Добринки ( основана в 1764 г) были не только немцы. Среди поселенцев были баптисты и лютеране - последователи моравских, или богемских братьев (чешская религиозная секта, возникшая в середине 15 века. Отрицали государство; сословное деление общества; проповедовали имущественное равноправие.

В IVIII веке моравские братья образовали в Гернгуте (Саксония) секту гернгутеров, члены которой и попали в Нижнее Поволжья с немецкими колонистами.
В «Жалованной грамоте Сарпинскому евангелическому обществу маравских братьев» от 27 марта 1767 года писано: « Мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская... Объявляем сим...что поселяющиеся ниже Царицына по реке Сарпе братья евангелического общества...трудолюбием своим....очевидную подают нам надежду вскоре воспользоваться плодами, ожидаемыми от принятого нами намерения... позволяем пользоваться в течение 30 лет совершенно свободно от податей в казну нашу, также от всяких земских, обыкновенных и чрезвычайных служб, кроме платежа пошлин и акцизов».

В 1850 г. из центральных и украинских губерний Обольяниновым было привезено в Добринку 2000 крепостных.


12. Ураков Бугор. Фото автора. 2004 г.


С 1738 по 1777 гг. ломали все тот же ракушечник «караваев» в станице Антиповской каторжане. Камни вывозили в Дмитриевск, Астрахань и Царицин. На северной окраине Волгограда автор в булыжной мостовой, в районе Мокрой Мечетки обнаружил несколько обтесанных камней из «ураковского» ракушечника.

Как видим, объяснение происхождения пещер более чем прозаическое. Никаких тебе половецких шаманов, кладов и старообрядческих скитов. Тем не менее, представленные факты не исключают полностью того, что некоторые разработки (по - настоящему исследовано совсем немного подземелий) могли впоследствии использоваться и с иной целью. Со слов гидролога и краеведа О.В. Филиппова (г. Волжский), в районе Уракова бугра существуют многоярусные пещеры, явно созданные как схроны. В них могли прятаться дезертиры и другие, нарушившие закон жители ближайших населенных пунктов.


13. Урочище между Ураковым и Настиным буграми, в районе мыса стоянка первобытного человека. Фото автора

Из письменных источников известно, что в августе 1774 года, двигаясь от Саратова к Царицыну, в районе Уракова бугра проходило войско Емельяна Пугачева. В Нижней Добринке к голытьбе примкнуло несколько десятков бедных немецких колонистов. Возможно, вернувшиеся после разгрома Пугачева, односельчане и скрывались в каменоломнях от правительственных войск.

Мне полюбился живописные уголки Уракова бугра. Впоследствии не раз посещал достопримечательность природы нашего края, и при каждом посещении находил что-то повое и весьма интересное.


14. Заготовка для фундамента в пещере. Фото автора. 2004 г.

Выходы ракушечника я встретил и на западной стороне возвышенности, недалеко от с. Нагорного. По словам сельчан, там тоже существуют пещеры - каменоломни.

У подошвы Настина бугра в 1984 г. обнаружил культурный слой первобытных людей. Здесь же раскопал, размываемое Волгой погребение человека верхнепалеолитической культуры (скорченные костяки с кусочком охры) и уникальное погребение «жрицы» с культовыми предметами поздней "бронзы" (граница с железным веком) (15)*.



15. Горшок и украшения «жрицы». Фото автора.

*К сведению.

Женщина лежала на спине, в вытянутом положении, головой на юго-восток. У ног стоял горшок с пеплом древесмного происхождения. На орнаментированном тулове горшка был начертан, по сырой глине, "календарь" из зачеркнутых палочек.

Необычным для нашего края являлось бронзовое височное кольцо и костяная лопаточка, находившиеся у изголовья женщины, а также костяные серьги, бронзовые пуговицы и бусы. Несколько бус, по-видимому, были отлиты из сплава бронзы с серебром (хранятся в фондах Областного краеведческого музея).

Аналогичных по времени захоронений археологи до сих пор не обнаружили на территории нашего края. Впоследствии я, вместе с волгоградскими археологами, посетил бугор Степана Разина, но зачистки террасы берега Волги не дали никаких результатов. Как видно, мне посчастливилось спасти от разрушения последнее погребение грунтового могильника. Остальные размыли волны водохранилища.

На вершине Настином бугре, находится странный, как мне тогда казалось, кольцевой ров, с ямами по периметру. Раскопки в окрестностях ничего не дали. Вначале мы считали, что защитный ров вокруг городища создали древние поселенцы. Но потом я выяснил в музее Панорама Сталинградской битвы неожиданный факт; оказывается, во время Великой Отечественной войны на вершине холма стояла зенитная батарея, охраняющая от немецкой авиации переправу через Волгу (16).



16. Во время Отечественной войны на вершине холма стояла зенитная батарея. Фото автора

17.На фоне бугра Степана Разина.Детская краеведческая экспедиция.В центре автор.2004 г.

18. Моллюски «палеоценового» морского бассейна. Из песчаника, добываемого в пещерах Уракова бугра. 1-Venericardia (Cardita) volgensis; 2 - Haustator (Turritella) kamyschinensis; 3 - Lucina sp.