Музеи ВГИ

"Живой Пушкин"

За последние месяцы (январь – февраль – март) в нашем музее имени А. С. Пушкина прошло мероприятие, которое называлось «Живой Пушкин». Все желающие (а их нашлось немало) могли придти посмотреть на большом экране фильм Леонида Парфенова, рассказывающий много интересных фактов о жизни великого поэта. 
Этот документальный фильм, вышедший к двухсотлетию со дня рождения Пушкина, рассказывает о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием "пушкинской".
От серии к серии (фильм состоит из 5-и частей) жизнь Пушкина предстает перед нами в виде подлинной "энциклопедии русской жизни": воспоминания крепостных крестьян соседствуют с фрагментами писем Пушкина; ведущий рассказывает о дуэльном кодексе, о работе тайной полиции, правилах ссылки, традициях пития и рынке напитков, об Императорском театре и ярмарках невест…
Фильм повествует о таких фактах, которые способны разрушить стереотипы, связанные с биографией и творчеством Пушкина, показать в новом свете его удивительную жизнь и раскрыть таинственные обстоятельства его поэта. 
Замечательно, что просмотр фильма проходил в нашем музее, который в точности воссоздает колорит эпохи. И тому, о чём говорилось на экране, мы видели вещественные подтверждения (фотографии, письма, предметы быта).

Ксения Барановская, Александра Белявская (РФ-291)

 

Октябрьский вечер в литературной мастерской «Пушкинские “среды”»

27 октября в литературно-художественном музее им. А.С. Пушкина состоялась встреча филологов и любителей поэзии. Такие вечера проходят ежемесячно, они уже стали хорошей доброй традицией. Встреча начался с награждения победителей викторины «По пушкинским местам». Третье место занял Селиванов Станислав, второе - Рябова Виктория (оба являются студентами группы РФ-101), а первое - студентка группы РФ-291 Корнилова Анна. Мы поздравляем победителей и желаем им дальнейших творческих успехов! В этот вечер литературную мастерскую посетил Михаил Фёдорович Дулькин -  известный волжский поэт, ветеран Великой Отечественной войны. Ему 85 лет, он прошел всю войну, многое повидал на своём веку, поэтому современной молодёжи есть чему у него поучиться. Поэтическим творчеством он начал заниматься с подросткового возраста. Большая часть его стихотворений посвящена войне и родному краю. Каждое стихотворение, прочитанное поэтом, сопровождалось бурными аплодисментами. После выступления М.Ф. Дулькина свои поэтические творения на общий суд представили студенты. Ребятам удалось поведать о собственных переживаниях, раскрыть свой внутренний мир. Например, Марчук Алина (РФ-101) в лирической форме представила черты своего характера, взгляды и мировоззрение. Селиванов Станислав прочел два философских стихотворения, одно из которых написал в ночь накануне встречи. Рябова Виктория отметила, что в жизни всё циклично: если сейчас вам плохо, то вскоре всё обязательно наладится.       
Моё же стихотворение явилось "антидепрессантом", поскольку написано оно было два года назад для подруги, чтобы избавить её от грустных мыслей.
После выступления студентов слово взяли организаторы: заведующий музеем Александр Аркадиевич Ярков и старший научный сотрудник музея Татьяна Владимировна Юнина. Александр Аркадиевич указал на важность таких встреч и необходимость развивать в себе таланты творцов и поэтов. А Татьяна Владимировна подчеркнула, что наша встреча очень похожа на собрание единомышленников пушкинской поры, людей со схожим мировоззрением, которые любят поэзию, сами пишут стихотворения, делятся своими впечатлениями о прочитанном или созданном. И действительно, в тот октябрьский холодный вечер царила необычная атмосфера: во время прочтения стихотворений в зале стояла тишина, которой нет даже на учебных парах, в глазах студентов был виден блеск и интерес ко всему происходящему. Хочется сказать, что после этой встречи есть огромное желание возвращаться туда снова и снова. Приходите к нам -  не пожалеете!

Алексей Тищенко, студент гр. РФ-291

«“Болдинская осень”: причины и итоги»

Под таким названием 17 ноября в литературно-художественном музее А.С. Пушкина прошел семинар «Пушкинские чтения» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии Т.В. Юниной. В работе семинара приняли участие студенты направления «Русская филология» 1 и 2 курсов. 
Для обсуждения были предложены совершенно разноплановые произведения – и по содержанию, и по форме: роман «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», философская лирика и роман «Капитанская дочка». Студенты указали на общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество А.С. Пушкина 1830-х годов. Большое внимание было уделено произведению удивительной творческой судьбы – роману «Евгений Онегин». Собравшиеся говорили о новаторстве этого произведения в области жанра, стиля, о выборе нового типа проблемного героя – «героя времени», роли автора в романе. Было отмечено, что последняя поэма А.С. Пушкина, написанная в Болдине, «Медный всадник» - это художественный итог размышлений писателя о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. Читая и анализируя стихотворения болдинского периода («…Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора!..», «Элегия» и др.), студенты отметили, что именно лирика Пушкина дает полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта, и в большинстве стихотворений находятся ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный, психологический контекст. А стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) звучит как завещание русской поэзии. В заключение семинара студенты пришли к выводу, что в произведениях, созданных в Болдине, Пушкин предстает как писатель философского склада, выразивший свои представления о роли судьбы в жизни человека, о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

«Я, быть может, не умер…»
В конце ноября в литературно-художественном музее А.С. Пушкина прошли литературные чтения, посвященные творчеству Андрея Белого (к 130-летию со дня рождения писателя), в которых активное участие приняли студенты направления «Русская филология».
Девиз Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев), запечатлен в самом его литературном имени — Белый — синтез всех цветов, полнота бытия, символ «богопознания». То, что он писал, было также необычно, как его и жизнь. Одним из фундаментальных и изначальных впечатлений бытия у А. Белого было ощущение «разрывов» привычных связей. Атмосфера «разрыва» подстерегала его с детства, запомнившись на всю жизнь так: отец и мать «разрывают меня пополам» или «я жил в ожидании конца света с первых сознательных лет». Подобные настроения подступали к нему всегда в драмах его дружб и страстей, осознаваясь со временем, как атмосфера общей разлаженности российского уклада жизни. 
Читая стихотворения из сборников «Пепел», «Урна», «Звезда», «После разлуки», студентам удалось проследить как чувство отчаяния и вера в будущее одновременно уживались в сознании А. Белого. Обратившись к романам «Серебряный голубь», «Петербург», эпопее «Москва», студенты, вслед за А. Белым, попытались разгадать историческую загадку судьбы России, особенности русскую душу. Конечно же, не остался без внимания и религиозно-философский труд А. Белого «История становления самосознающей души». Работу нельзя отнести к какому-либо конкретному философскому течению – экзистенциализму, антропософии. Точка зрения символиста – это и есть позиция А. Белого-философа. Писатель переосмысливает антропософское учение Р. Штейнера, отбрасывает мистическую чувственность и прямолинейность науки и утверждает третье начало - «религию свободного человека» - «гуманософизм»: «Путь жизни раскрывается не в эволюционном поступательном движении, а является результатом перевоплощения однажды положенной Вечной Жизни в “Я” - во Христе», которая и есть жизнь.
Литературный вечер, без сомнения, продемонстрировал, что многочисленные теоретические работы, стихотворения и романы А. Белого являются чтением преимущественно интеллектуальной элиты. Книги этого мэтра, теоретика литературной школы русского символизма, остаются непереведенными, они живут только в русском своем воплощении.
Т.В. Юнина, кандидат филол. наук, доцент кафедры филологии, старший научный сотрудник музейного комплекса